Бездоковое устранение водотечности в подводной части корпусов судов
Если на современном судне обнаружена течь, то, разумеется, должны быть приняты все меры по ее устранению. Ремонт в доке или бездоковый ремонт и водолазные работы – решение должно приниматься быстро с учетом всех объективных обстоятельств.
Порой течь опасна не только для перевозимого груза, но и для самого судна и чревата его гибелью. Водонепроницаемость судна – это основной параметр его плавучести и надежности эксплуатации. Плавучесть зависит от состояния наружной обшивки, переборок, крышек люков и других конструктивных элементов. Наиболее опасными считаются подводные пробоины, поскольку именно через них вода может проникнуть в корпус, причем очень интенсивно.
Причинами, по которым может быть нарушена водонепроницаемость, снижение плавучести, и которые являются поводом для того, чтобы было проведено бездоковое устранение водотечности, могут быть:
- Случайные повреждения, например повреждения обшивки, когда судно садится на мель;
- Повреждения, которые получает судно при плавании во льдах и в других сложных условиях;
- Коррозийный износ, стремительная качка, интенсивная вибрация и, как следствие – изменение плотности сварных соединений;
- Язвенная коррозия наружной обшивки и настилов;
- Неисправность трубопроводных систем, которые связаны с донной и забортной арматурой;
- Удары о причал при неудачной швартовке;
- Столкновение судов.
Устранение водотечности проводится и в процессе планового ремонта, и в условиях непосредственной эксплуатации судна, то есть осуществляется ремонт без докования. Бездоковое устранение водотечности в подводной части корпусов судов очень важно по многим причинам. Например, подводная сварка и резка позволяет значительно сократить временные и материальные ресурсы, так как не требует постановки судна в док. Также бездоковое устранение водотечности – порой единственный способ восстановить плавучесть зафрахтованного судна (чартерные рейсы) и соблюсти правило always afloat – всегда на плаву. Кроме того, если трюмы судна полностью загружены, точное место течи обнаружить без помощи водолазов практически невозможно. Именно в таких случаях водолазные работы, подводная сварка и резка, другие виды надлежащих работ решают проблему утраты плавучести. А те виды работ, которые не могут быть выполнены в воде, в «мокрых» условиях, выполняются в кессоне – в сухой камере, что также не требует докования.
В зависимости от интенсивности, характера и доступности течи, ее устранение может быть выполнено различными способами:
- наложением герметичных пластырей;
- чопованием;
- установкой дублеров (с применением подводной сварки);
- проваркой трещин.
После устранения водотечности корпуса путем наложения пластыря или чепования, при наличии доступа в танк или другое помещение судна, куда поступала вода, рекомендуется установка цементного ящика, наложение дублера или вываривания водонепроницаемого короба вокруг поврежденного участка. Данные конструкции должны быть удалены и корпус должен быть должным образом отремонтирован при первом же доковании судна.