Подводное обследование гидротехнических сооружений

Эксплуатационные режимы использования морских, речных, портовых и других гидротехнической сооружений в принципе однотипны, поскольку изначально конструкции гидротехнических сооружений (ГТС) подчиняются одним и тем же техническим правилам.

Но различия все же есть – это величина эксплуатационной нагрузки. Разумеется, чем больше нагрузка, тем больше и риск различных подводных повреждений, а, следовательно, и аварий. Именно поэтому обследование гидротехнических сооружений (ГТС) сегодня стало неотъемлемой частью общего рабочего процесса любого гидротехнического сооружения.

Безопасность гидротехнических сооружений (ГТС) предполагает регулярную инспекцию, обследование гидротехнических сооружений (ГТС)обследование портов и обследование причалов. Цель подобных мероприятий – оценка безопасности эксплуатации для предотвращения различных гидротехнических аварий, подготовка к плановому или внеочередному ремонту либо к реконструкции.

Порты и гидротехнические сооружения

Морские гидротехнические сооружения (ГТС), которым чаще всего нужен подводный осмотр, – это причальные набережные, пирсы, оградительные молы, берегоукрепительные буны и волноломы, волноотбойные стенки.

Речные гидротехнические сооружения (ГТС), которые требуют такой процедуры, как подводная инспекция, – это водосборные бетонные и глухие плотины, а также дамбы.

Подводный осмотр гидротехнических сооружений

Подводный осмотр, освидетельствование предполагает целый комплекс мер, в числе которых:

  • Общая проверка конструкции гидротехнических сооружений (ГТС);
  • Детальная проверка конструкций, ее элементов на предмет соответствия проектной документации;
  • Оценка технического состояния, выявление возможных дефектов и повреждений;
  • Проверка и оценка состояния материала, из которого изготовлены конструкции гидротехнических сооружений (ГТС).

Также подводная инспекция гидротехнических сооружений предполагает при необходимости испытание сооружений, наблюдение за состоянием конструкции при воздействии динамических и прочих нагрузок.

Водолазное обследование гидротехнических сооружений (ГТС) включает в себя тщательный осмотр подводной части сооружения вместе с обследованием зоны переменного горизонта водной среды и находящейся перед ним полосы грунта. Специфика и содержание программы осмотра зависит от того, будет ли подводный осмотр плановым, то есть предусмотренным заранее или внеочередным. Перед тем как приступить к осмотру и освидетельствованию компания, которая проводит водолазное обследование, собирает пакет технической документации, включая чертежи. Группа специалистов – водолазов снабжается специальным оборудованием, с помощью которого проводится обследование подводных частей гидротехнических сооружений:

  • Измерительный инструмент, такой как рулетки, промерный лот, футшток (трубка из четырех звеньев, имеющая сантиметровые деления), линейка с движком, который фиксируется винтом, торсы и рейки, угломер-креномер (с фиксацией маятника), глубиномер.
  • Инструменты и оснащение для зачистки подводных поверхностей – скребки, металлические щетки, напильники.
  • Специальное оборудование для записи, хранения и передачи информации – фото и видеоаппаратура, при необходимости – CCTV.

Подводное обследование

Кроме того, если подводная инспекция проводится в достаточно мутной воде или в затененных, закрытых местах и сооружениях, водолазы снабжаются осветительным оборудованием.

Подводный осмотр гидротехнических сооружений

Обследование подводных частей гидротехнических сооружений также включает в себя подводный осмотр окружающей акватории и дна у причалов, осматривается дно и под мостами и в других зонах движения судов. Так обнаруживают захламления, затонувшие предметы, подмывы, промоины. По результатам подобного осмотра составляются профили и карты дна.

Вся информация, полученная в процессе подводного освидетельствования, оформляется в виде актов, документов, описывающих состояние конструктивных сооружений, графиков. К отчетам прилагаются фото и видеоматериалы. В отдельных случаях заказчику предоставляется предварительная информация, на основе которой проводятся дополнительные работы – испытания или более детальная инспекция подводных частей гидротехнических сооружений.

Популярные вопросы-ответы по теме “Подводное обследование гидротехнических сооружений”

Что такое гидротехническое сооружение (ГТС)?

Гидротехническое сооружение (сокращенно, ГТС) – это объект для использования водных ресурсов (грунтовых вод, рек, озер, морей), а также для предотвращения вредного воздействия воды на окружающую среду (борьба с размывами берегов, наводнениями и т.д.). С помощью ГТС осуществляются различные виды водохозяйственной деятельности: осуществляется водный транспорт, регулируются расходы и уровни воды, создаются водохранилища и т.д.

Какие бывают виды гидротехнических сооружений?

Поскольку спектр применения гидротехнических сооружений очень больший, существует несколько классификаций ГТС:

  • По роду водотока или водоема гидротехнические сооружения разделяют на речные, морские, озерные либо прудовые, внутрисистемные либо сетевые и подземные.
  • По условиям взаимодействия с водотоком или водоемом и по характеру выполняемых функций ГТС бывают: водоподпорные (дамбы, плотины и др.), водопроводящие (трубопроводы, гидротехнические туннели, каналы, лотки и др.), водозаборные, водосбросные (глубинные водосбросы, водосливы и пр.) и регуляционные (берегоукрепительные сооружения, струенаправляющие дамбы и пр.).
  • По целевому назначению гидротехнические сооружения бывают общего назначения и специальные.
  • По условиям использования речные ГТС разделяются на постоянные, используемые при постоянной эксплуатации и временные.

Что такое водолазное обследование гидротехнических сооружений?

Водолазное обследование гидротехнических сооружений – это комплекс специальных технических работ выполняемых водолазами во время строительства ГТС (для определения положения и состояния подводных элементов сооружения) или в процессе эксплуатации (для выявления повреждений). При обследовании подводной части гидротехнических сооружений выполняется фото- и видеофиксация выполненной работы. Кроме того компания, выполняющая работы, должна иметь сертификацию. Специалисты «Дайвинг Марин Сервис» имеют все необходимые разрешения для подводного обследования ГТС в Украине.

Какие существуют методы обследования подводной части гидротехнических сооружений?

Водолазные специалисты, проводя обследование гидротехнического сооружения, применяют следующее методы:

  • Визуальный – внешний осмотр и водолазное обследование с использованием фото- и видеосъемки. Во время такого осмотра можно обнаружить коррозию поверхностей, трещины, обрастания конструкций, размывы грунтовых оснований и другие дефекты.
  • Приборно-инструментальный – обследование откосов и дна сооружения с помощью гидролокатора. Этот метод позволяет оценить поверхность дна, определить посторонние предметы и оценить прочность бетона.

Специалисты нашей компании используют современное оборудование для выполнения выше описанных методов обследования ГТС.

Меню